Актуальность профилактики агрессивного поведения подростков, занимающихся в секции смешанных единоборств, обусловлена, в частности, ростом подростковой преступности, связанной с проявлением криминальной агрессии, недостаточной изученностью влияния занятий единоборствами на формирование социально значимых свойств и качеств личности, снижающих вероятность агрессивного поведения юношей, необходимостью выявления лиц, имеющих склонность к агрессивному поведению.

Информационно-прогностические критерии оценки агрессивного поведения.

Задачи описанные в статье:

  1. Изучить социально-психологические особенности юношей, занимающихся рукопашным боем.
  2. Провести корреляционный анализ показателей агрессивности с выраженностью ситуативной и личностной тревожности, фрустрированности, ригидности и стрессоустойчивости.
  3. Оценить влияние учебно-тренировочного процесса.

Методы исследования: психодиагностические тесты – опросники

(шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина, шкала самооценки психических состояний Айзенка, опросник агрессивности Басса – Дарки), педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки.

Организация и результаты исследования. Изучению психического состояния и других свойств личности подлежали учащиеся специализированного учебного центра «Аванпост», занимающиеся армейским рукопашным боем (n = 29).

Психическое состояние спортсменов рукопашного боя характеризуется высоким уровнем ситуативной тревожности (48,2%), вышесредним уровнем стрессоустойчивости (58,6%), агрессивности (37,9%) и ригидности (41,4%), средним уровнем фрустрированности (34,5%) и личностной тревожности (31,1%).

Для проверки валидности эмпирически установленных комплексов психических состояний и свойств личности, пригодных для дифференцированной экспертной оценки лиц с фактором риска криминальной агрессии, был проведен корреляционный анализ показателей, характеризующих степень выраженности психических состояний обследованных лиц.

При этом выявлена обратная отрицательная корреляция между высоким уровнем стрессоустойчивости и низким уровнем личностной (Кк = 0,72 – сильная связь) и ситуативной (Кк = 0,41 – средняя связь) тревожности.

Обратная положительная корреляция выявлена между низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем личностной (Rk = 0,81 – сильная связь) и ситуативной (Кк = 0,75- сильная связь) тревожности.

Обнаружена сильная связь между высоким уровнем агрессивности и высоким уровнем ригидности (Кк = 0,74), средняя связь между агрессивностью и фрустрированностью (Кк = 0,48)

Значения коэффициентов корреляции свидетельствуют о том, что большая часть переменных, характеризующих психическое состояние, связаны друг с другом.

На основе материалов литературных источников и результатов собственных исследований первым, наиболее значимым фактором риска агрессивного поведения, является фактор эмоционально-волевой устойчивости, в который вошли показатели волевых (стрессоустойчивость) и эмоциональных (ситуативная и личностная тревожность) характеристик.

Этот фактор характеризует способность к самоконтролю, склонность субъекта регулировать, сдерживать непосредственные побуждения, принимать на себя ответственность за последствия своих действий.

Второй по значимости фактор – «фактор агрессивности». Именно он отражает агрессивно-конфронтационный стиль личностного взаимодействия.

Третий фактор, в который вошли фрустрированность и ригидность, определяет способность субъекта адаптироваться к конкретной, в том числе в конфликтной ситуации, определяет «репертуар коммуникативных стратегий».

В конечном итоге, взаимовлияние и различное соотношение вкладов указанных факторов, степени их проявление детерминируют агрессивное поведение, а также определяют характер и специфику деформации механизмов саморегуляции.

Корреляционный и факторный анализ позволил сделать предположение о наличии психологического симптомокомплекса агрессивного поведения. Этот симптомокомплекс включает: низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень агрессивности, личностной тревожности, фрустрированности и ригидности.

Психологический симптомокомплекс (фактор риска) выявлен у 3,4% спортсменов. На основе выявленного психологического симптомокомплекса, оценки реального проявления вербальной и физической агрессии, спортсмены были распределены на три группы: неудовлетворительного – высокоагрессивного поведения (1-я группа – 6,8 %), удовлетворительного – среднеагрессивного поведения (2-я группа – 51,7 %) и хорошего – низкоагрессивного поведения (3-я группа – 41, 4 %).

Профилактические меры агрессивного поведения бойцов

Программа профилактики агрессивного поведения включала:

  1. Духовное совершенствование (нравственное самосознание, формирование социально адекватной «Я-концепции», осознание места в социуме, смысла жизни, развития способности к эмпатии, рефлексии, диалогу, толерантности и т.д.).
  2. Психическое совершенствование (способность к самоанализу, самооценке, волевой регуляции своих действий, поступков, поведения в целом и т.д.).
  3. Физическое совершенствование (формирование физической культуры личности, оптимизация физического состояния).

Реализация программы воспитания осуществлялась на основе взаимосвязанных и взаимообусловленных подходах: личностно-ориентированного, гуманистического, ценностных отношений.

В целом, программа предусматривала создание благоприятной, позитивной микросреды в противовес негативным внешнесредовым влияниям.

  1. В целом, показатели психического состояния свидетельствуют о высокой напряженности психической сферы спортсменов рукопашного боя.
  2. Методика выявления психологического симптомокомплекса (фактора риска) агрессивного поведения может служить основной для диагностики, прогнозирования, психопрофилактики агрессивного поведения учащихся в различных типах образовательных учреждений. Точность прогноза отнесения того или иного лица к группе агрессивного поведения с использованием данной методики составляет 75-80 %.
  3. При этом необходимо отметить, что 15,5 % респондентов имеют высокий уровень агрессивности и низкий уровень стрессоустойчивости, а значит, их можно квалифицировать как повышенную группу риска в отношении возможного перерастания агрессивности в агрессию. Таким образом, из результатов наших исследований видно, что существует значительная взаимосвязь между различными психическими состояниями и агрессивностью. Однако следует констатировать, что для перерастания агрессивности в агрессию одних этих факторов недостаточно, а необходим целый психологический симптомокомплекс противоправного поведения.
  4. За двухлетний учебно-тренировочный период занятий рукопашным боем от 50 до 80 % спортсменов преодолевают негативные установки – созданная учебно-воспитательная микросреда способствует формированию нравственно-этических привычек, социально одобренных норм поведения.